Инструмент Плюс

+7 (831) 213-58-48

Звоните нам!

ГлавнаяВ помощь покупателямПолезнае статьи

Как правильно обновлять станочный парк


Как правильно обновлять станочный парк

В балансе деревообрабатывающего или мебельного предприятия оборудование − один из важнейших и самых затратных факторов, определяющий эффективность и рентабельность производства. Каких же ошибок следует избегать при выборе станков и на что нужно обратить внимание в первую очередь постараемся рассмотреть в этой статье.
От грамотного подбора и организации работы оборудования зависит себестоимость выпускаемой предприятием продукции, а значит, и ее конкурентоспособность. Приобретение нового оборудования, ввод его в строй и эксплуатация требуют системного подхода, который включает:
• обоснованный выбор приобретаемого оборудования;
• грамотное составление контракта с производителем (поставщиком);
• организацию приемки и хранения;
• ввод в эксплуатацию;
• соблюдение мер безопасности при эксплуатации;
• соответствие характеристик машины режимам и условиям эксплуатации;
• плановое техническое обслуживание;
• диагностику;
• соответствие квалификации работников предприятия уровню оборудования;
• снабжение запасными частями и учет их расходования;
• оперативное и качественное проведение внеплановых ремонтов;
• наличие и использование документации;
• своевременное списание;
• утилизацию заменяемых машин и узлов.
Выбор оборудования отечественные деревообработчики делают, как правило, исходя из сиюминутных потребностей производства. Они не проводят глубокого анализа текущей ситуации и вряд ли делают прогнозы на ближайшие год-два, поэтому закупки совершаются в основном импульсивно, без учета перспективы развития предприятия. Вот почему основная проблема состоит не столько в процедуре выбора оборудования, сколько в планировании его своевременного приобретения.
Второй критерий, которым часто руководствуются покупатели, − бюджет, выделенный на закупку станков. Стремление приобрести «что-нибудь подешевле» приводит к покупке сильно изношенного импортного или даже советского оборудования. Желание сэкономить может привести к тому, что парк оборудования пополнится хоть и новым, но дешевым станком, который на первый взгляд удовлетворяет необходимым техническим характеристикам. Не стоит забывать, что невысокая стоимость формируется за счет того, что производитель оборудования на чем-то экономит. И рано или поздно эта экономия проявит при эксплуатации свои негативные стороны.
Это выясняется в основном после покупки. Например, технические характеристики, вроде бы совпадающие с теми, которые нужны заказчику, соответствуют реальности при условии, что станок будет работать… не более двух часов в день! Иначе он просто рассыплется на части. Кроме того, на многих дешевых станках отсутствует система защиты оператора − они, проще говоря, опасны в эксплуатации. Если на таких машинах и есть защитный кожух, то он часто является фиктивным, и в случае возникновения аварийной ситуации травмы неизбежны. Экономят изготовители оборудования также на комплектующих так и на количестве операций, затраченных на изготовление этого станка. Словом, когда заказчик сбрасывает со счетов вопросы надежности, долговечности, качества продукции и рассматривает приобретение лишь как средство для получения прибыли, тогда и покупаются такие дешевые станки. Это уж потом их соблазнительно невысокая стоимость выливается в необходимость очередного обновления парка оборудования. Причем срочно и, как правило, за большие деньги!
Конечно, и недорогие станки можно использовать рационально и эффективно, если приложить к ним руки.
Разумеется, станки проходят и ежедневное квалифицированное обслуживание. Но таких компаний, руководство которых понимает необходимость создания специальных условий для эксплуатации дешевого оборудования, увы, единицы.
Интересно, что проблемы, возникающие в ходе эксплуатации станка, покупатели пытаются переложить на поставщика, ссылаясь на то, что он не предоставил достоверную информацию о возможностях оборудования. И отчасти заказчики правы.
Но все же винить надо в первую очередь себя. Ведь в комплексном, продуманном и просчитанном проекте, которым и должно быть приобретение новой техники, учитываются все детали и нюансы. И тогда поставщик просто обязан взять на себя не только своевременную поставку, но и инжиниринг и ввод в эксплуатацию. К сожалению, в России процесс закупки оборудования во многом зависит от степени доверия в отношениях поставщика и заказчика. Однако это «работает» до тех пор, пока перед менеджером компании производителя не ставится задача продажи оборудования, залежавшегося на складе, которую он любыми путями пытается решить.
Не следует думать, что покупка дорогостоящего оборудования решит сразу все проблемы. Приобретение дорогостоящего станка имеет смысл только тогда, когда это действительно необходимо для решения задач, стоящих перед производством. В противном случае покупка такой техники лишь неоправданно увеличит себестоимость выпускаемой продукции.
Как правило, на каждом крупном предприятии существует отдел закупок, одна из задач которого состоит в том, чтобы обеспечить минимальную стоимость закупки оборудования.
Но проблема в том, что менеджеры отдела закупок чаще всего ищут оборудование не по заданию производственников, досконально знающих характеристики станков и круг их производителей, а в соответствии с задачами, которые ставит руководство предприятия. Вторая проблема, которая сильно мешает успешной работе отделов закупки, − коррупция.
Не секрет, что существует целая система откатов и взяток, которые предлагаются менеджерам предприятий заказчиков представителями поставщиков оборудования. Причем грешат этим не только российские поставщики, но и иностранные компании. Поэтому реальные цены на поставленное оборудование могут отличаться от тех, которые прописаны в договоре на покупку, в два и более раз. Конечно, существование отдела закупок на крупном предприятии оправданно, но его работа требует регулярного внутреннего технического и финансового аудита. А вот на средних и мелких предприятиях содержание такого отдела нерентабельно. Там достаточно иметь в штате опытных специалистов консультантов, которые отвечают за выбор оборудования.
Необходимо тщательное планирование ведения производства, в котором учитывается, кроме всего, еще и то, что к любому станку требуется пристаночное оборудование, различные приспособления, система вытяжки, запас смазочных и других расходных материалов на весь срок эксплуатации, комплект запчастей и т. д.
Отдельная статья расходов − настройка и обслуживание оборудования. Как показывает практика, при покупке станка мало кто из производственников думает о таких «мелочах».
Для того чтобы создать на предприятии успешно функционирующий, сбалансированный и эффективный станочный парк, который будет выполнять все поставленные перед ним задачи, приобретая новое оборудование, нужно всякий раз комплексно подходить к выбору каждого станка.
Без обеспечения производства запасными частями для станков и механизмов невозможна эффективная работа предприятия.
Чем компания крупнее, чем быстрее она развивается, тем больше внимания уделяется обеспеченности ее машинного парка запчастями. А вот в небольших компаниях о необходимости приобретения тех или иных деталей часто начинают думать только тогда, когда выходит из строя узел, агрегат, а то и весь станок.
Так что первой проблемой является отсутствие на некоторых предприятиях расчетов необходимого резерва конкретных запасных частей. Вторая проблема - отсутствие обоснованной и рассчитанной суммы убытков и ущерба из-¬за возможного простоя оборудования. Если бы производственники заранее знали эти цифры, они бы наверняка позаботились о том, чтобы избежать попадания в неприятные ситуации. Если при планировании расходов на определенный период (например, на год) не учитываются последствия нехватки нужного количества запасных частей, то это непременно отразится и на доходах.
Любая ответственная компания - поставщик оборудования всегда дает рекомендации: к каким частям механизма нужно отнестись наиболее внимательно, какие детали и расходные материалы чаще всего изнашиваются, требуют замены, какие узлы, вероятнее всего, выйдут из строя при работе станка в определенных режимах эксплуатации. По крайней мере, поставщик просто предлагает примерный список запчастей, которые чаще всего подлежат замене. В рекомендациях обычно обозначено и оптимальное количество часов работы детали, по истечении которых ее надо заменить новой. Но на такие «мелочи», к сожалению, мало кто из отечественных производственников обращает внимание; часто станок доводится до такого состояния, когда работать на нем уже нельзя и требуется остановка на капитальный ремонт. Для того чтобы распланировать, когда и какие детали понадобятся для бесперебойной работы оборудования, на предприятии должна быть создана система учета достоверного расхода запасных частей, их увязки с объемами произведенной работы и условиями эксплуатации. Основная задача системы учета - дать ответ на вопросы: когда и сколько запасных частей нужно заказывать. Практика показывает, что приобретение сразу всех необходимых запчастей в начале года нецелесообразно. Как, впрочем, и приобретение запасных частей по мере выхода из строя отслуживших свое деталей. Найти золотую середину, оптимизировать затраты на приобретение запасных частей с учетом оптовых скидок, стоимости хранения и ущерба из-¬за их отсутствия - вот для чего нужен учет.
Надо определить, какие расходы потребуются на поддержание необходимого запаса деталей на складе, например, в течение года.
Как правило, эта сумма составляет 10% от стоимости оборудования. Если распланировать затраты на запчасти и расходные материалы и включить их в стоимость изделий, то они почти не отразятся на бюджете предприятия.
Но это возможно лишь при условии создания системы учета. И отвечать за работу этой системы должен один человек (обычно главный инженер).
На размеры расходов влияет также и специфика российской действительности. Если на производстве потребовалась какая-¬нибудь запасная деталь, то зачастую проще сесть на самолет, прилететь в ближайшую западную страну, купить там ее и привезти «в кармане». Это обойдется дешевле, чем срочный заказ в российской компании. Если даже удастся сделать такой заказ по разумным ценам, то деталь нужно будет ждать 6-8 недель. Если деталь нужна срочно, ожидание может стать «золотым». Если же в компании система логистики построена правильно, то заказ можно сделать своевременно, с учетом сроков доставки.
В ряде случаев можно подобрать взамен вышедшей из строя детали аналогичные запчасти российского производства. Это касается, например, ремней, контактов и т. п. Здесь понадобятся хорошее знание внутреннего рынка и умение выбирать подходящего отечественного производителя.
При выборе поставщика запчастей учитываются два основных момента. Он должен находиться в пределах доступности, и у него все должно быть в наличии. Лучше установить контакты с несколькими поставщиками.
Если же собственник предприятия хочет самостоятельно закупать запчасти для своих дорогих импортных станков, то он должен быть готов заниматься внешнеэкономической деятельностью со всеми вытекающими отсюда последствиями - валютным контролем, таможней, логистикой, определенными затратами времени и денег.
Расчет необходимого количества запасных частей
и управление их запасом
Нормирование расхода запасных частей - это установление плановой меры их производственного потребления в процессе эксплуатации оборудования.
Основной задачей нормирования расхода запасных частей к оборудованию является создание системы прогрессивных технико¬-экономических норм:
• для контроля и учета использования запасных частей в производстве;
• для расчета и анализа плановых и фактических показателей деятельности эксплуатационных подразделений и ремонтных предприятий;
• для расчета потребности в запасных частях;
• для разработки балансов и планов распределения запасных частей, включающих расчет потребности в запасных частях, формирование проекта плана производства запасных частей, планирование материально-¬технического обеспечения.
Фактический расход запасных частей на техническое обслуживание, неплановые и плановые ремонты машин и оборудования - это количество деталей, сборочных единиц каждого наименования, подлежащих замене в результате отказа или выработки установленного ресурса.

 

Продажа оборудования и режущего инструмента для производства мебели - компания "Инструмент Плюс" наши телефоны: (831) 213-58-48 ; 271-20-40


Ваша корзина
Корзина пуста